Алфавитный указатель симптомов:    А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  Й  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Нарушение поведения

Содержание:
  1. Общие сведения
  2. Девиантное поведение
  3. Симптомы нарушения поведения
  4. Причины науршения поведения
  5. Лечение нарушений поведения

Общие сведения

Поведение это термин, который указывает на внешние проявления.Могут рассматриваться как поверхностные черты, так и многозначные. Поведение склонно выражать глубинные переживания, отношение к окружению, сущность индивида. Нарушение поведения это его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют:

  • свободному выражению себя;

  •  

    сковывают, ухудшают отношения;
  • наносят вред нашему душевному, физическому здоровью;

  • негативно сказываются на трудоспособности, адаптации к требованиям окружающего мира;

  • ухудшают качество жизни.

Многие из подобных нарушений тесно связаны с другими сферами нашей жизн: эмоциональной, волевой, межличностной, выделение их в отдельную группу имеет чисто практический смысл – упрощается распознавание серьезных затруднений в функционировании нашей психики.

Нарушение поведения это совершение поступков, которые прямо противоречат принятым нормам социального поведения в том или ином сообществе.
В исследованиях девиантного (отклоняющегося) поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. Преступность как вид девиантного поведения изучается преимущественно криминологией с использованием психологических исследований.

Девиантное поведение

Девиантное поведение также в значительной степени объясняется недостатками воспитания, приводящими к формированию устойчивых психологических свойств, обусловливающих совершение безнравственных поступков. В детском и подростковом возрасте девиантное поведение объясняется незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и зависимостью от воздействия требований ближайшего окружения сверстников. В зрелом возрасте девиантное поведение является результатом негармоничного развития личности, стрессов и ситуаций в которых оказывался больной.

Для предупреждения девиантных поступков следует с ранних лет прививать уважение к моральным нормам и вырабатывать нравственные привычки у ребенка. Нарушение поведения возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).

Симптомы нарушения поведения

В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. Наиболее часто к нарушениям поведения относят следующие явления:

  • навязчивые действия;

  • повышенная возбудимость;

  • конфликтность и агрессивность;

  • нуживчивость;

  • стеснительность, нерешительность;

  • чрезмерная эмоциональная восприимчивость;

  • повышенная внушаемость;

  • пагубные привычки;

  • повышенная возбудимость, расторможенность;

  • чрезмерное погружение в работу;

  • неуместный конформизм;

  • шаблонность поведения;

  • демонстративность.

Причины науршения поведения

В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов.


В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории психотерапевта Зигмунда Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества.

Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

Лечение нарушений поведения

В соответствии с социологическими теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания.

Здоровый человек, без отклонений в поведении, должен воспринимать нормы культуры таким образом, чтобы автоматически действовать в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному аномией (состояние отсутствия норм).

Работа с психологом поможет пациенту с нарушением поведения преодолжеть внутреннее беспокойство и ограничения, наладит контакт с внутренним "я", поможет простить себя и окружающих. Эффективной является групповая психотерапия. Отклонения в поведении имеют тенденцию усугубляться со временем, и раннее лечение может предотвратить их прогрессирование. Спокойные доброжелательные отношения повышают самооценку пациента. Налаживание таких отношений помогает прервать порочный круг, включающий негативное поведение, провоцирующее отрицательную реакцию.